Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

 

Образовательная программа МКДОУ детский сад №29 «Гномик» разработана в соответствии с нормативными актами:

-Федеральный закон от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155

-Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028

-Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

-Приказ Министерства Просвещения РФ от 15.05.2020г. №236 «Об утверждении порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.

- Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140

-Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Гномик» (далее Программа) обеспечивает целостное, гармоничное, разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 1 до 7 лет и является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность МКДОУ детский сад №29 «Гномик» (далее ДОУ).

Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется на основе индивидуального подхода к воспитанникам, реализуемого в специфичных для них видах деятельности. Важным основанием в формировании основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, Программы ДОУ выступает социальный заказ общества и родителей (законных представителей) воспитанников на всех этапах дошкольного образования, а также имеющиеся условия и ресурсы образовательного учреждения.

Программа направлена на создание оптимальных условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Программа - документ многогранного развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. Все содержание психолого-педагогической работы объединено в образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программа ДОУ состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений - вариативной. Программа реализуется в течении всего пребывания воспитанников в ДОУ (с 1 до 7 лет).

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. 

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

речевое развитие;

физическое развитие.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и ожидаемые образовательные результаты освоения программы (целевые ориентиры).

Цель:  воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 Задачи:

¾                объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей воспитанников, в соответствии с духовно-нравственными ценностями, историческими и национально-культурными традициями народов России, а также с природно-географическим и культурно-историческим своеобразием региона;

¾                обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

¾                создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

¾                обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

¾                создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности средствами современных здоровье - сберегающих педагогических технологий;

¾                формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности средствами современных активных методов обучения;

¾                воспитание у детей дошкольного возраста таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям, интерес и уважение к родному краю, традиционные гендерные представления, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

¾                осуществление преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

¾                формирование предпосылок учебной деятельности и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;

¾                создание детско-взрослого сообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности и сотрудничестве всех участников образовательных отношений;

¾                создание пространства детской реализации (ПДР), предполагающего поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка и создание условий для самореализации;

¾                создание современной развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с ФГОС ДО и требованиями федеральной программы;

¾                достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;

¾                обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.

¾                осуществление эффективного взаимодействия с семьями воспитанников: обеспечение открытости дошкольного образования, максимального участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе, психолого-педагогической поддержки семьи, единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;

¾                обеспечение вариативности и разнообразия программ, педагогических технологий, методик различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; с учётом приоритетных направлений деятельности и условий детского сада, с учётом культурно-географических особенностей региона.

¾                осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города.

Образовательные результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, а также целевые ориентиры по возрастам.

Содержательный раздел состоит из:

1. Рабочая программа образования (с включением организации коррекционно-развивающей работы).

2. Рабочая программа воспитания.

Общее содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности детей.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В основу вариативной части положены парциальные программы:

А также вариативная часть представлена работой по реализации национального регионального компонента, в которую включена программа кружковой работы – «Карельский язык для малышей»

Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Программой предусмотрена работа по взаимодействию с семьями воспитанников.

Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

-изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье

-знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников

-информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач

-создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

-привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, округе, городе

-поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

 2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость по отношению к семье воспитанника.

4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон.  Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.

6. Доброжелательный стиль  общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. 

7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

9. Обратная связь  необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Организационный раздел содержит описание условий, материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.