Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Образовательная программа МКДОУ детский сад №29 «Гномик» разработана в соответствии с нормативными актами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155
-Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028
-Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
-Приказ Министерства Просвещения РФ от 15.05.2020г. №236 «Об утверждении порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
- Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140
-Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Гномик» (далее Программа) обеспечивает целостное, гармоничное, разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 1 до 7 лет и является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность МКДОУ детский сад №29 «Гномик» (далее ДОУ).
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется на основе индивидуального подхода к воспитанникам, реализуемого в специфичных для них видах деятельности. Важным основанием в формировании основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, Программы ДОУ выступает социальный заказ общества и родителей (законных представителей) воспитанников на всех этапах дошкольного образования, а также имеющиеся условия и ресурсы образовательного учреждения.
Программа направлена на создание оптимальных условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Программа - документ многогранного развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. Все содержание психолого-педагогической работы объединено в образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программа ДОУ состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений - вариативной. Программа реализуется в течении всего пребывания воспитанников в ДОУ (с 1 до 7 лет).
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и ожидаемые образовательные результаты освоения программы (целевые ориентиры).
Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
¾ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей воспитанников, в соответствии с духовно-нравственными ценностями, историческими и национально-культурными традициями народов России, а также с природно-географическим и культурно-историческим своеобразием региона;
¾ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
¾ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
¾ обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
¾ создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности средствами современных здоровье - сберегающих педагогических технологий;
¾ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности средствами современных активных методов обучения;
¾ воспитание у детей дошкольного возраста таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям, интерес и уважение к родному краю, традиционные гендерные представления, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
¾ осуществление преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
¾ формирование предпосылок учебной деятельности и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;
¾ создание детско-взрослого сообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности и сотрудничестве всех участников образовательных отношений;
¾ создание пространства детской реализации (ПДР), предполагающего поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка и создание условий для самореализации;
¾ создание современной развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с ФГОС ДО и требованиями федеральной программы;
¾ достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
¾ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
¾ осуществление эффективного взаимодействия с семьями воспитанников: обеспечение открытости дошкольного образования, максимального участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе, психолого-педагогической поддержки семьи, единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
¾ обеспечение вариативности и разнообразия программ, педагогических технологий, методик различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; с учётом приоритетных направлений деятельности и условий детского сада, с учётом культурно-географических особенностей региона.
¾ осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города.
Образовательные результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, а также целевые ориентиры по возрастам.
Содержательный раздел состоит из:
1. Рабочая программа образования (с включением организации коррекционно-развивающей работы).
2. Рабочая программа воспитания.
Общее содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В основу вариативной части положены парциальные программы:
- парциальная программа «Цветные ладошки» /И.А. Лыковой (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Изобразительная деятельность»)
- парциальная программа «Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная деятельность»)
- парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
- парциальная программа «Юный эколог»/ С.Н. Николаевой (образовательная область «Познавательное развитие» по направлению «Ознакомление с окружающим»)
- парциальная программа «Обучение детей дошкольного возраста карельскому языку» / А.П.Губарева (образовательная область «Речевое развитие»)
- рабочая программа, разработанная коллективом ДОУ «Волшебная мастерская» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Изобразительная деятельность»)
- рабочая программа, разработанная коллективом ДОУ «Край родной» (образовательная область «Познавательное развитие» по направлению «Ознакомление с окружающим»)
А также вариативная часть представлена работой по реализации национального регионального компонента, в которую включена программа кружковой работы – «Карельский язык для малышей»
Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Программой предусмотрена работа по взаимодействию с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
-изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье
-знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников
-информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач
-создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми
-привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, округе, городе
-поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Организационный раздел содержит описание условий, материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.